Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум

Ловля на мелководье

Многие утверждают, что чем глубже — тем крупнее рыба. Но я бы это опроверг. В моей рыболовной практике самые крупные особи попадались на малой воде.
Приведу несколько примеров, и, быть может, когда-нибудь, вспомнив о них, вы попробуете удить и в непривычном для вас месте. Начну с тех времен, когда я работал в экспедиции на Камчатке.

У меня и главного геолога партии Владимира Павловича были лицензии на ловлю кеты. Почти целую неделю, пока ждали вертолета для отправки на Срединный хребет, партия скучала на аэродроме в Мильково, а мы почти безрезультатно облавливали воды быстрой речки Камчатки. Правда, иногда попадались небольшие гольцы. Но нам хотелось настоящих трофеев. Ловили и на перекатах, и на быстринах, и в омутах — все тщетно. А рыба плескалась. Плескалась, но не брала. Причем выпрыгивали рыбки таких размеров, что рук не хватит показать. И вот однажды рано утром услышал я издалека оглушительные удары по воде: один, через минут двадцать второй, потом третий. Посмотрел — рыба бьет ниже быстрины на тихой воде у берега. Думаю, надо бы сходить туда. А Владимир Павлович; «Да там воды-то — от горшка два вершка. И место открытое — не подойдешь, только вспугнешь». Но всплески продолжали терзать мою душу. Не выдержал, отправился. Пока продирался по лесу, рыба перестала резвиться, видимо, нашумел. Но ничего, солнце поднялось, стало пригревать — и то радость. Присел на травку у берега, закурил. Вода блестит, как стекло.

Не прошло и получаса, как гладь воды метрах в ста от меня ниже по течению вновь взорвал мощный всплеск. «Нет, — думаю, — не докину. Может подойдет выше, тогда попытаю счастья?» И правда, через пять минут метрах в пятидесяти от меня, почти у берега, метнулась живая торпеда. Ударит хвостом — фонтан брызг! Тут я ей ловко и подкинул блесну. Что тут началось! Леска звенит, спиннинг — в дугу!

Раза три отпускал и подводил рыбу к берегу. На призыв о помощи прибежал Владимир Павлович. Когда рыба заметно ослабела, он забрел в воду и, подцепив кету за брюхо руками, выбросил на берег. Я тут же упал на нее сверху, прижал к земле, а мой напарник вовремя оглушил ее, иначе я бы с ней не справился. Почти метровую рыбину мы повесили на сломанный сук старой осины. Решили снова порыбачить, но пришлось вернуться: наша рыбина очнулась и стала с шумом трясти толстенное дерево. Тогда, поразмыслив, мы отложили рыбалку, ведь 15-килограммовой рыбины вполне хватит, чтобы накормить всю экспедицию.

Другой случай произошел летом на Учинском водохранилище, где мы стояли лагерем напротив Малиновых островов. Охотники на судака и лещатники с раннего утра уплывали рыбачить на лодках на середину водоема, а я и мои друзья, за неимением плавсредств, решили закинуть донки с берега возле свай, оставшихся от старой пристани. Встали до восхода солнца. Клев был плохой. За два часа я поймал только одного подлещика и на удочку двух небольших плотвиц. Тогда, взяв спиннинг, решил прогуляться по берегу за мыс, где между кустарников находилось множество маленьких песчаных пляжей. Мель повсеместно тянулась на сотню метров.

Опытные рыболовы обсмеяли меня, когда за день до этого я пробовал ловить в этих местах на донки. И были правы — хоть бы одна поклевка! Но какая крупная рыба плескалась здесь на зорьке! Рыболовы говорили, что это гуляет судак, но в чистой воде на мели взять его невозможно.

Но вот оглушительный всплеск! Это где-то совсем у берега, за кустарником. Вглядываюсь в зеркальную поверхность — тишина, только мальки резвятся… Вдруг бурун воды, всплеск — и мелюзга в сторону! Бросаю небольшую блесен-ку — безрезультатно. Снова всплески — то тут, то там. Вновь кидаю блесну, еще и еще раз. Не всегда ее докидываю, но иногда она летит довольно точно. Меняю вращающийся лепесток на колеблющийся — никакого эффекта. В чем дело? Хищник явно охотится, но на блесну не реагирует. А если ему подкинуть живую рыбку? Возвращаюсь к палаткам, чтобы изготовить снасточку для плавающей в садке плотвички.

Снова подкрадываюсь к песчаному мелководью, но хищник, как на зло, перестал жировать. Выжидаю, прижавшись к кусту. И вдруг неподалеку слышу всплеск. Делаю плавный, точный заброс. И — есть! Рыба сопротивляется, ходит кругами, показывая мощные плавники. Подвожу ее к берегу. Судачок небольшой, на килограмм, не более, но это же трофей! Радостный, я возвращаюсь к лагерю.

Расскажу еще, как я ловил подлещиков на мелководье. Мы с моим бывшим тренером приехали на Можайское водохранилище. Здесь, в пос. Горетово, когда-то у нас проходили легкоатлетические сборы, и рыбацкие места мы знали хорошо. Иван Иванович предложил половить лещей под глиняным обрывом возле леса, где глубина у берега сразу уходила на 7 м. Весь первый день мы просидели с удочками и хорошей прикормкой, не поймав даже подлещика, не говоря уже о лещах. На второй день я предложил прогуляться в небольшой заливчик, расположенный за лесом, и там мы поймали несколько плотвичек и окуньков. Я рассчитывал еще порыбачить на мелководном мысе, но Иван Иванович, сказав, что это пустое занятие, предпочел пересечь полуостров через лес и вернуться на лещовое место.

— Буду ждать, — сказал он. — Лещ любит терпение.

Я пошел на мыс. В воде было много водорослей, которые тянулись метров на пятнадцать от берега сплошным темно-зеленым ковром. Я разулся, взял удочку, садок для рыбы, насадку (опарыша) и ведерко с прикормкой. Подошел к кромке водорослей, а воды здесь — чуть выше колена. Все равно, думаю, надо приваживать на границе водорослей и чистой воды — здесь хоть мелочи натаскаю. Повесил садок и ведерко с прикормкой на торчащие из воды рогульки, подкормил место. Ровно через полчаса начался клев. И какой! Подлещик и плотва попадались вперемежку, клевали жадно, сходов почти не было. Подлещиков, весивших меньше 200 г, я отпускал. А вот плотва мелкая почти не попадалась. Вскоре садок был полон. Я пошел за Иваном Ивановичем. Он, обеспокоенный моим отсутствием, собрался, было, меня поругать, но, увидев улов, удивленно округлил глаза и быстро засобирался на мое место.

Теперь о ловле карпа. Происходило это в районе Серебряных прудов, на пруду Долгом. С вечера мы с товарищем подкормили подходящую заводь под обрывом возле двух тополей — указанного нам ориентира. Утро выдалось тихое, погожее, но клева не было, даже карась не брал. Я попробовал ловить под лесом на мелководье, в месте, куда бросил много комбикорма в надежде привлечь карася. Никакого результата. Стал терпеливо ждать. В полдень поднялся ветерок, небо быстро заволокло тучами, закапал дождь и вдруг, словно потоп, хлынул ливень. Я смотал удочки и побежал к товарищу позвать его домой. Он стоял под тополем.

— Скоро пройдет, переждем, — сказал он равнодушно.
— Что ты, разве не видишь, все обложило? Удираем быстрее отсюда.
Но Слава был неумолим.

«Ну что ж, мокни, мокни, волчий хвост», — перефразировал я мысленно известную присказку и побежал в деревню один. Слава пришел домой через час и высыпал на траву из завязанной в узел куртки шесть карпов. Взвесили их. Все — по килограмму или чуть больше.

И вот что Слава мне сказал: «Когда ты убежал, ливень перешел в равномерный дождь, а ветер стих. Клева не было, но со стороны прикормленного тобою места доносились громкие всплески. Я взял удочку и направился туда. Только сделал заброс, как поплавок утонул. Я не понял, что произошло (может, зацеп?), и решил вынуть снасть. Но тут леску как повело! Едва справился с карпом без подсака. Снова забросил — еще поклевка! И тут такое началось — не успевал как следует насаживать червей. И, что странно, крупная рыба не пугалась, не уходила, правда здесь хорошим защитным фоном служил лес. Только когда дождь стих, клев закончился. Слава задумался и так объяснил свой успех: «Грязевые потоки воды, бегущие из леса, взмутили воду и послужили рыбе сигналом подхода на кормежку. Похоже, вместе со старой листвой с берега смывало всяких червячков и личинок». Потом мы измерили глубину на Славином месте, там было полметра, не больше.

И наконец, о ловле на мелководье плотвы. Ближе к осени мы автобусом с предприятия, где работает мой товарищ, ездили на Яузское водохранилище. От перекачки, что за Петушками, разбрелись по водоему. Многие ловили в канале на проволочную удочку, иногда успешно. Но я долго не мог найти уловистого места. Поймаю 1—2 плотвички и двигаюсь дальше. У выхода из канала есть небольшой полуостров, который своим краем образовывает с берегом мелководный залив, заросший травой. Кто видел его, вспомнит, что глубина в нем совсем небольшая. Я решил побродить в болотных сапогах по этому заливу. Вода была настолько чистой, что почти везде меж водорослей просматривались серовато-рыжие проплешины дна. Удочкой с безынерционной катушкой и хорошо отлаженными грузилами я забрасывал насадку довольно далеко. Не клевало. И вдруг я заметил, как издали в воде широкой полосой на меня надвигается какая-то темная масса. Сразу и не понял, что это косяк рыбы. Метнул туда наживку, мотыля с опарышем, — и сразу поклевка! Снимаю с крючка увесистую плотву. Заброс — и снова хватка! Косяк шел на меня неторопливо, но уверенно. Но вот, не доходя метров четырех, передние рыбы сделали проворный разворот, и вся стая следом за ними стала неторопливо отдаляться. За это время я успел выудить еще трех плотвиц. Но стоило мне сделать шаг вдогонку, как вода забурлила — и стая моментально исчезла. Я вышел на берег и, пригибаясь, стал высматривать: может быть, косяк снова появится? Отыскать его удалось на выходе из залива. Но рыбы теперь были более осторожны, и я выудил еще только парочку красноперых прожор. Улов невелик, но рыбешки были отборные — граммов под двести.

Какой вывод следует сделать из сказанного? Ловите рыбу на мелководье, но не только. Порой ее следует поискать в самых нехарактерных для нее местах.

Похожие публикации:
Ловля язя
Летняя ловля нахлыстом
Летняя рыбалка с комбинированной удочкой
Ловля карася на фидер
Ловля окуня летом на мормышку
Ловля леща ночью
Ловля щуки в июне
Летняя ловля рыбы
Ловля стайных и одиноких жерехов